Вчерашний день я провела в объятиях красоты. Мне нравится судить восточные конкурсы: где еще встретишь такое изобилие прекрасного, от души я наслаждалась постановками танца, схемами, костюмным решением, фантазией, музыкой и ритмом. Мысли мои навеяны 10-часовым (очень внимательным ввиду судейства) просмотром Кубка России «Бахира» Марины Мальцевой.
Для меня давно неважно, какой стиль танца я наблюдаю, т.к. люблю именно вдохновенный танец, будь то восток, хип-хоп или родная «Индия», мне интересно виртуозное мастерство, а оно вне стилей.
Чем мне симпатичен восточный танец в частности: он учит дам жизненно необходимым качествам, описание которых я свела бы к фразе «грамотная подача» (self-presentation лучше подходит), что важно тем, кто хочет прожить свою жизнь счастливо. Неоднократно замечала, что любители моей специализации (индийские танцы) в этом качестве сильно проигрывают восточникам, «Платон мне друг, но истина дороже», браво, коллеги-восточники!
Восточные танцы учат быть красивой (эстетично стоять, сидеть, передвигаться, лежать, они способствуют общей пластике и изяществу), учат владению телом. Наблюдая полторы сотни выступлений, в который раз я утверждаюсь в мысли: в настоящем танце (как творческом процессе или досуге, не путать с профессией, там разговор отдельный) не особо важно какие у вас данные: высокий/низкий рост, полнота/худоба, молодость/возраст после 50-ой весны. Важнее уметь пользоваться своими данными, извлекая из своей фактуры (мне нравится термин стилистов, он обозначает исходные внешние данные) максимальные возможности эстетики. В свете вышесказанного, принятие себя и внутренняя свобода танцора куда важнее имитации техники чужой фактуры.
Совет: вот почему в телесных практиках (танец, йога…) новичку важно идти к педагогу сходной фактуры, обладая подобным же телом, он даст вам куда больше дельных советов по вашей личной практике, чем те, кто сильно от вас отличается. Понаблюдайте, многие знают это интуитивно: каков инструктор, такие примерно и ученики, подобное притягивает подобное (касаемо не только телесности, но и образа мыслей, вИдения танца). Педагоги-профи с солидным опытом корректируют учеников индивидуально с обязательной поправкой на разность этих данных, если они имеются. Идите к классному педагогу, а не туда, куда вам удобнее ездить.
Танец и возраст
У подлинного танца нет возраста! Как потрясающе смотрится номер исполнителей, которые наслаждаются танцем, уже неважно танцует стройная красавица или девушка 56 размера, это несущественно, если вы ищите именно танец души, а не правильно заученные па, геометрию схемы аранжировки, стильный гламурный лук.
Какие разные девочки-девушки-женщины… вопрос детского танца я опускаю, не по душе мне детские танцы, часто грешат они жутким асинхронным исполнением и бессознательным копированием партнера. Хотя необходимость этих занятий я признаю (надо же ребенка развивать) и снимаю шляпу перед каждым педагогом детских групп: это тяжкий труд, отнимающий здоровье, нервы и время – все то, чем я очень дорожу. Пусть родители учеников проникнутся этим и будут благодарны педагогу на словах и не только!
Я затаив дыхание смотрю, как танцуют дамы за 50. В индийских танцах, все самое «вкусное» в экспрессивном танце показывают именно сеньоры, за ними опыт жизни, а если они профи, то еще и колоссальной практики. И всегда предвкушаешь: такой исполнитель вот-вот покажет зрителю, что такое по-настоящему любить жизнь, выраженную в движении, что такое гармония с миром, продемонстрирует слияние с ритмом и музыкой, цельность образа и пр. И, увы, на конкурсах ожидания часто остаются лишь ожиданиями.
Совет. Дамам в возрасте необходимо осознать плюс их возрастной категории, понять, чем именно они могут сделать свое выступление незабываемым в лучшем смысле.
Дряблое тело одеваем в сплошной костюм с длинными рукавами, (трикотажное кружево – прекрасный вариант), сшитый с учетом особенностей фигуры и возрастных изменений, иначе вы будете тоже незабываемы, но не так, как рассчитывали. Акцентируем артистизм и компоненту «шоу». Ухоженность дамы видна всегда, это очень деликатный вопрос. Ежедневный уход нужен, а не раз в месяц (правильный образ жизни существенно экономит деньги).
Сеньорам рекомендую выбирать веселую, живую музыку для номера. Грустная, пафосная тема, меланхолия, трагедия и драма в восточных танцах видится мне лично неуместной, хочется видеть утверждение жизни, а не ее увядание и печаль. Трайбл фьюжн и ATS прекрасно справятся с пафосом и супер загадочностью, а тема bellydance – любовь и жизнь.
Кое-что о внешнем образе
Эстетика и художественный вкус отличают настоящую женщину от просто женщины. И тут просится цитата великой Коко: «если женщина к 30 годам не стала красавицей, значит она дура», вторую резкую часть фразы я бы подправила «значит ей это неважно», но речь здесь о сцене. Нам всем даны разные тела, типы фигур, лица, но нам же дана и уникальная возможность подкорректировать эти данные моделью платья, фактурой ткани, аксессуарами, макияжем и прической (нет волос, так париками и шиньонами).
Отдельное слово о волосах. Узел волос на исполнителях восточного танца совершенно не смотрится, не говоря уже о том, что кичка украшает далеко не каждую.
Чтобы работать с волосами, их надо… иметь. Это важный реквизит вообще, и в восточных танцах в частности, как вейлы, трости, крылья, кувшины, мечи и пр., что подскажет фантазия… Навык использования любого реквизита – дополнительный плюс к общему впечатлению. Навыки надо оттачивать, как и все нюансы номера. Чудес не бывает. За прекрасным исполнением всегда стоит колоссальная работа, и если ваше выступление не особо радует внимательных зрителей (судей), значит это только одно – вы мало вложили в него.
Что вложил в танец, то и получил
Отработанный номер (десятки репетиционных часов), тщательно продуманный образ, костюм, проверенный на прочность и удобство десятками выступлений на разных площадках, слияние исполнителя с мелодией и ритмическим рисунком выбранной музыки сразу видно, как и нервный страх, мученическое выражение лица, неуверенность и угловатость движений на сцене! Язык тела не солжет. Hips don’t lie.
Я часто размышляю над мудростью слов «ничему невозможно научить, но всему можно научиться»… мой опыт — 25 лет преподавания, я и «зайца научу курить», выражаясь словами коллеги, но далеко не все зависит от педагога-тренера, очень много решает личная мотивация ученика, как следствие, тех, кто много работает сразу видно, они всегда блестяще выступают.
Темперамент
Кровь – великое дело. Восток танцует сам по себе в девушках восточной крови. А в особах слабого темперамента и танец слаб, нужно учиться выдавать то, что не имеешь от природы (темперамент — часть фактуры). Это и есть подлинный артистизм. Мы танцуем чужие традиции – это сродни ролевой игре, если вы танцуете индийские, цыганские, испанские, восточные танцы, вам необходимо перевоплотиться в героиню: озорная александрийская девушка, томная куртизанка, женщина-загадка, женщина-огонь, инженю, жар-птица, страстная львица, жрица храма, гордая испанка, готичная или декадансная дива – образов десятки и, анализируя каждый из них, вы поймете каково целостное решение выбранного образа и его выражение в музыке, пластике, костюме, прическе, манере, подаче. Обожаю театр и индивидуальную работу с танцором: в моих руках звезда становится ярче!
Зажали душу!
Bellydance предполагает такое красивое, утонченное обнажение женского тела, а вот душу танцоры на показ не отдают (применимо к любому танцевальному исполнению от балета до танца маленьких утят). Своим ученикам («Индия») я часто шутя говорю, что танец (ну, конечно, я говорю «индийский») – это «стриптиз души». Обнажение своей внутренней сути, сокровенных движений души – это не то, же, что обнародовать части тела. Задумайтесь. Формальное исполнение танца никогда не затронет душу. Учитесь глубине и полноте выразительности.
А судьи кто?
Ах, если бы соревнующиеся приняли мысль о том, что судьи – прежде всего люди, как было бы легче выступать многим из них. Просто эти люди очень любят танец и мгновенно распознают тех, в ком он громче «звучит», равно как и фальшь исполнения. Совет организаторам: судьям надо давать пару слов перед конкурсом, чтобы они могли разрядить напряженную атмосферу соревнований.
После выступлений ко мне подошла милая девушка, пожелавшая спросить, над чем ей следует поработать… я всегда отмечаю танцоров (настоящих, их не так уж много, они соль земли), в моих судейских черновиках ее имя оказалось написанным… трижды! Вот качество настоящей звезды: учиться всегда: совета у меня просила прекрасная артистка, а те, кому он был гораздо нужнее не подошли вовсе…