Кредо студии индийского танца «Апсара»

31 октября 2018 г. «Апсаре» исполняется 22 года.
«Апсара» — любимое звучное имя… когда-то одна из моих коллег в области индийского танца, узнав, как я назвала свою студию, сказала не без сарказма: «какое имя, ему надо соответствовать!..» вслух я ответила что-то вроде вежливого «стараемся», а про себя подумала «опьянение искусством, отличным вином и обществом умнейших и талантливейших из мужчин – это мы можем!», ладно, шутить вслух я не стала, остроумие еще надо уметь понять!

Пишу, размышляя на тему «апсара», что мне в этом имени… я разворачиваю здесь кредо студии, идею, на которой студия держится почти 25 лет. Раскрываю здесь то, о чем не имею возможности говорить на практическом занятии, полностью посвященному практике.
«Апсара» — принцип наслаждения.
При слове «наслаждение» вы, наверное, подумали про свое удовольствие зрителя… эгоизм – редко отъемлемая черта человека. Я вкладываю в эту фразу иной смысл: первично удовольствие самого исполнителя, т.к. именно от его наслаждения тем, что он делает (с чувством, умением и глубокой любовью) зависит ваше вторичное удовольствие зрителя. Вы, наверное, замечали, как упоительно наблюдать человека, делающего что-то с подлинным чувством, получающего полноту удовольствия от своего действия (игра на гитаре, танец, декламация, актерская игра, подметание дворика, починка обуви — что угодно, мне вспомнился яркий диалог Ханумы о сапожнике-художнике и просто сапожнике, о котором не стоит и говорить…).

Чем же наслаждается любимая «Апсара»?
 «Апсара» наслаждается телом! Путь к этому удовольствию нередко начинается с настоящей войны с собой, и она часто заканчивается капитуляцией (трудно и тяжело лепить себя нового, тяжело быть «апсарой» не на словах), иногда она завершается миром – это настоящая победа над собой в области самопознания, где вся полнота заслуг принадлежит не гуру (я лишь объясняю «как»), а тому, кто следует этой непростой стезей совершенства.
Наслаждение в понятии красоты движения, осознанности своего тела, понимания его и принятия в том «наборе» каком поставлено нам свыше: мы все такие разные, раскрытие телесных возможностей (от похудания до раскрытия тазобедренных и плечевых суставов), в общем, быть «на ты» со своим собственным телом – это чудесное удовольствие, ибо тело – часть нас, хоть и временная, но зачем-то нам данная… какой смысл уйти из этого мира таким же, каким пришел? Интереснее узнать себя и в этом! В общем, наслаждаться начинаем постепенно – с  тела, занимаясь различными упражнениями и танцевальным экзерсисом. Тяжко, иногда через боль, но сколько открытий ждет нас на этом пути.
«Апсара» наслаждается игрой ума! О, эта безграничная тема моего любимейшего исследования: мозг исполнителя индийского классического танца, почти 30 лет «полевых наблюдений», работы над собой! Развиваем эту часть нашей личности через упражнения с ритмом, координацией, развитием памяти, баланса, изоляции, реакции, аналитики, концентрации, внимания  – индийский классический танец имеет воистину недооценённый инструментарий по развитию мозга. Это моя излюбленная тема. Блаженны сведущие: мои дорогие апсары и иные, дошедшие своим ходом коллеги!
«Апсара» наслаждается звуком себя, мира! Круг музыкальных вкусов «Апсары»  очень разнообразен, набора музыки, проигрываемой у нас на разминке, вы бы вряд ли где-то еще смогли бы услышать…  Нам вкусен и классный хип-хоп, и уносящая нас в небытие скрипка европейской классики, отличный вокал, world music…  а совместное творчество с музыкантами усиливает это необыкновенное, практически экстатическое удовольствие, вот она синергия на практике. «Апсара» не без голоса, мы умеем петь наши постановки и знаем толк в отличном коннаколе индийских направлений карнатик и хиндустани, умеем ярко представить это искусство. Голос — часть нашей личности, мы занимаемся гармонией и не обходим без внимания и его.  
«Апсара» наслаждается высокой эстетикой! Номера, долго рождаемые мной или постановки других хореографов, которые мы исполняем – это уникальные в своей прелести перлы хореографического искусства, тщательно хранимые и полируемые. Удивительные по пластике, содержанию и разнообразию – все хореографически вкусненькое.
Я настаиваю, что главная задача общего труда апсар над собой – это открытие в себе красоты, любви и обретение настоящей свободы – это не то, когда ты идешь по улице с лицом сверхчеловека и мистично улыбаешься над отсталостью других, купаясь в собственной гордыне!  Нет, это не наше.
Много лет назад эта удивительная дарапана сундари (красавица с зеркалом) надолго завоевала мое воображение – логотип «Апсары» 90-х г.г. обозначал именно ее. То, что увидела в этом образе я: в левой руке она держит зеркало – предмет, с помощью которого мы можем взглянуть на себя со стороны, зеркало позволяет изучить себя лишь поверхностно, весьма внешне… но как важно не просто смотреть, а увидеть! Смотреть, не уходя в самолюбование, а для того, чтобы оценить свои возможности, которые мы способны развить, пойти глубже необходимо. Уйти глубже поможет лишь танец — живой бог. Я фантазировала, как эта красавица ожила, с достоинством отложила зеркало, и стала танцевать, а совершенство своего танца она увидела в глазах, слезах чудесного духовного удовольствия зрителей… На днях на выступлении в «Светлом мире» мне довелось встретить молодого человека, который, протягивая мне напиток угощения, произнес «легендарная апсара»… а почему легендарная, спросила я? «ну, коллективу же лет 20»… после краткого разговора оказалось, что он помнил свой зрительский опыт нашего выступления, он сообщил, что плакал тогда.. я отшутилась словами «Вы плакали, потому что мы станцевали так плохо или наоборот, так хорошо?»  оказалось когда-то давно какой-то наш выход был его первым опытом лицезрения индийского танца, и он глубоко его переживал, до слез… боже, что может быть ценнее для исполнителя, чем такая ремарка. Он сообщил мне об этом через несколько лет после того выступления. Он сказал мне об этом вовремя!
«Апсара» наслаждается любовью. Наверное опять не той, которая пришла вам на ум первая… Образ апсары для меня — воплощенный принцип любви. All you need is love.
Именно с любовью связано то самое раскрытие своего потенциала, открытие в себе свободы и любви — движущей силы всего. Именно в этом я вижу бесконечно прекрасную цель нашей общей работы в «Апсаре». Для меня красота и свобода ходят рука об руку с простой жизнью и настоящей любовью, которая безгранична (всех люблю), безличностна (не ограничена только кругом семьи и любимых) и безусловна (люблю не потому, что ты мне выгоден, а просто нахожу в тебе лучшее и люблю его, как отражение бога). Став любовью, ты становишься всем!

Приходящих в мой танцевальный класс я учу любить людей (начиная с самого себя) и помогаю им достичь состояния своего лучшего «я» возможного на их этапе развития – цель хорошая и открывающая по-настоящему ценные дары, мои сокровища, которые заслужены непрерывным трудом над собой. Они мои личные и ставшие общими для «Апсары» и главное из них – открой себя сам, и ты начнешь помогать открывать других, потому что узнав состояние свободы и счастья, ты захочешь его преумножать. Причиняем красоту и любовь!

apsara, darpana sundari, студия апсара, дарпана сундари, искусство хойсала

дарпана сундари

Дата публикации статьи 31.10.2018.