Мастер-классы по индийскому классическому танцу кучипуди 2009-2017. Джайкишор Мосаликанти в России

Я участница русских мастер-классов этого неординарного хореографа и педагога, любезно приезжающего в Россию уже седьмой раз.
На протяжении нескольких лет я внимательно наблюдаю динамику процесса его обучающей сессии и хочу поделиться мыслями. Коротких заметок оказалось так много, что они составили статью.
Уверена, кому-то она покажется несколько жесткой, возможно даже злой. Но, абстрагируясь от симпатий и антипатий, попытайтесь объективно понять точку зрения.

Я преисполнена глубокой благодарности всем участникам этих мастер-классов, т.к. именно их количество дает мне возможность учиться у этого выдающегося мастера сложнейшему стилю индийского классического танца, не покидая Россию надолгои не тратя больших средств.
Уверена, я извлекаю максимальную пользу из происходящего, потому что за многие годы своих занятий танцем я, наконец, научилась учиться по-настоящему.
Из года в год стабильно происходит одно и то же. Учитель сетует на поверхностность и недоработки изучения азбуки танца и подобное же отношение к освоению репертуара. Ему приходится править элементы экзерсиса кучипуди в постановках, т.е. он корректирует  то, что недоработано педагогами и учениками в наших отечественных классах.
Мне давно уже не по душе формальное отношение к танцу: все ученики, кого удовлетворяет именно количество, а не качество давно уже оставили мой класс и нашли себе других преподавателей. Мой класс значительно сократился, и я редко рекламирую эти занятия. Меня перестало интересовать количество учеников, куда интереснее ярко мыслящие единицы: именно они не дают застоя творческой мысли, мы находим друг друга сами.

Претят мне бездумное копирование, элементарное неумение учиться, концентрироваться, слушать, видеть.
Потому что результат плачевен: количество номеров без должного качества исполнения, не говоря уже о выразительности, прочувствованности образа и вдохновении. Танец, к сожалению, изучается безо всякой физической подготовки и элементарной растяжки, наличие которых необходимо в абсолютно любых танцах.
В наших школах в институтах изучают все, что угодно, но только не то, что реально нужно человеку для счастливой и гармоничной жизни. Тугие тела, тугие умы, тугое сознание. Наблюдая со стороны, размышляю: если я качественно лучше, то лишь весьма немногим.
Тяжело дается наука танца людям в возрасте: «ученье в юности — резьба по камню, ученье в старости — рисунок на песке».
Мы не знаем себя, элементарно не знаем своего тела, вопрос знания души и духа индивидуален, я его не затрагиваю. Проживая жизнь почти бессознательно, начинаем постигать себя слишком поздно, и часто изучаем в себе все порознь, забывая, что все едино в нас на время жизни: тело, разум, душа и дух. В человеке должно быть все прекрасно…
Все теми же словами и иногда теми же шутками Кишор пытается привить серьезный, научный взгляд на высшее из искусств, к которому большинство относятся больше как к причине встретиться и пообщаться, что я понимаю и принимаю, но мне жаль его, мастера, беззаветно любящего Танец. Мастер-класс кучипуди в Москве напоминает общероссийский слет сахаджа-йогов. Он как всегда весьма дипломатичен и умело скрывает свои мысли, и я смутно представляю каково ему глубоко в душе.

Мне не печально, я вижу, это — реалии,  и знаю, что исправить ситуацию к лучшему можно лишь продолжая свое дело (вдумчивое, требовательное и методичное преподавание), даже если учеников немного (это элитарное искусство, оно никогда не будет массовым), выступая для широкой публики прежде всего с ликбезом, ибо люди все еще в неведении об этом удивительном стиле и очень многие наивно полагают, что венец всего хореографического искусства — классический балет, писать статьи (публикую на этом сайте), давать советы танцующим, ободрять сомневающихся (отвечаю вконтакте, фейсбуке, инста) и делиться опытом (проводить регулярные занятия и мастер-классы).
На мастер-классе я с грустью отметила сидящими/отсутствующими по причине нездоровья тех, кого очень хотела бы видеть танцующими, что заставило меня глубоко призадуматься над сверхважной темой «здоровье танцора» — эту животрепещущую тему я обязательно разовью в ближайшем будущем.
Сознательные учтут, а иной адресат бесперспективен. Кто, пожелает совершенства, тот  изменится, надежда только на них.
Сознательные танцоры – вы соль земли.

Фото: Alina Keshich, Тимур Ибрагимов.