О любви, божественности и танце.

Бог, любовь и танец.

Вовсе не в связи с 14.02, так получилось… Сегодня 10 февраля, в мое раннее утро 3.13 меня разбудили собственные мысли на интересную тему, в мозге ярко проявилась мысль любовь = танец.
Захотелось написать слов на тему любви. «О любви не говори, о ней все сказано», но я все равно попытаюсь это сделать. По-своему, со своей колокольни.
Соединение любви и мышления рождает мудрость, а союз любви и физического действия – по сути и есть танец. Другими словами танец – разновидность любви.
В качестве зрителей мы жадно «пьем» всеми органами чувств именно то самое исполнение чего угодно (слово, танец, песня, музыка, театр…), наполненное этой самой важной энергией в жизни человека, любовью.

Мой танцевальный зал находится на 1 этаже, я называю его «аквариумом»: прохожие наблюдают танцующих и наоборот. Многолетние наблюдения за наблюдающими нас («наблюдающие за наблюдающими платят по двойному тарифу!») утвердили меня в мысли: именно любовь в движении заставляет случайного прохожего, зрителя остановиться и смотреть танец (непонятный большинству людей, потому что он не русский и не стрип, например, там все яснее). Каким-то особым чутьем прохожий чувствует, что по ту сторону окон происходит нечто достойное его внимания. Признаться, это бывает нечасто и, как правило, люди просто спешат мимо, т.к. в классе просто тренируются…

“All you need is love” живет в визуальном искусстве (живопись, фотография). Для меня, он есть даже в том, которое напоминает «Черный квадрат». Потому что, даже если любви там номинально нет, то ее можно представить и сконцентрироваться на ней, и она там появится – в границах черного квадрата или за его пределами. Вопрос техники концентрации / медитации. Мозг, настроенный на то, что ему важнее всего (мне — любовь), увидит ее везде. Love is all around.

Всю сознательную жизнь я влюблена в танец, понятия любовь и танец для меня связаны теснейшим образом, и мне не интересно, где заканчивается одно и начинается другое. Для меня они синонимы. 
Любовь заставляет танцора совершенствовать свое тело, работая над болезненной растяжкой или доводя до совершенства самое незначительное танцевальное па или его элемент, совокупно тратя на это занятие многие часы своей жизни. Она же побуждает искать подобных себе единомышленников в танце, глубоко ценить их и общаться с ними: «где трое собрались во имя мое, там буду я (Танец)»…

Размышляя о танце и красоте: ключевая составляющая подлинного мастерства (или таланта?) танцовщицы (или любого настоящего профи от бога) – это именно любовь.
Любовь заставляет искать проблески настоящего танца в каждом направлении этого искусства, доступного вниманию и времени. Стиль не имеет значения, важно настоящее мастерство, т.е. беззаветная любовь и преданность искусству, помноженная на годы и интенсивность изучения определенной техники танца. Мы становимся тем, чем мы занимаемся регулярно по многу часов. Мы становимся танцем, занимаясь им 5-12 часов в день, мы становимся любовью, медитируя на нее и культивируя ее в себе. Мое занятие совмещает и то, и другое — это давно уже образ жизни.

В последнее время (2020-2022) ко мне особенно часто приходят в поиске психологической разгрузки и ответов на серьезные экзистенциальные вопросы. Признаться, мне приятно быть найденной по этим важным причинам, а не просто по причине «хочу танцевать как в индийских фильмах». Потому что Танец и его сокровенные дары я люблю больше, чем признак его национальной принадлежности.
Однако опять же, из любви (на этот раз, к истине), пишу: если человек не умеет любить и выражать свои чувства, танцевать он будет весьма поверхностно – на уровне тела, т.е. зримо выраженной техникой танца. Людей, которым вполне достаточно именно техники танца – подавляющее множество, имя им легион.

Для меня уже давно танец не исчерпывается лишь техникой. Танец, построенный исключительно на демонстрации техники можно сравнить с домом без жителей, он вроде есть, но душу не греет (нет смеха, грусти, личных драм и картин жизни живущих). Он может быть отлично выстроен, но он мертв.
Жизнь и есть любовь, как бы пафосно оно ни звучало. То, в чем нет любви не очень похоже на жизнь, скорее просто существование. Мне немного жаль, что многим достаточно последнее, но я уважаю их выбор.

Как взрастить в себе любовь. Это и просто, и сложно… Тяжелы дороги альтруизма. «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты»… Дарить любовь очень сложно, так как мы по природе предпочитаем больше брать, чем отдавать.
Говорить о своих чувствах очень непросто, т.к. мы неблагодарны по природе и можем просто не испытывать симпатии, потому что главное, что нас может радовать – это чувство самодовольства. Связаться с кем-то бескорыстно и сказать «я вспоминала тебя и очень рада, что ты есть или был» — это невероятно просто и сложно одновременно. Написать положительный отзыв очень непросто: на плохой отзыв время всегда найдешь быстрее, а на отличный, разумеется, времени нет. Станцевать радость жизни очень сложно, если мы не даем себе труда искать эту радость в окружающем мире. Станцевать любовь тому, кто ее не имеет, невозможно — получится манерная имитация.

Времени жизни человека хватает на все «важное», о чем мы впоследствии часто сожалеем, и никогда не хватает на то, на что бы надо было потратить это самое время, стремительно утекающее прочь. Если не любил, то и не жил (= и не танцевал как надо!).

И в тысячный раз я объясняю алгоритм и значение намаскара в индийском классическом танце кучипуди очередному ученику в моем классе, я говорю о значении трех секретов успеха в любом занятии: любви, почтении и благодарности. Меня внимательно слушают и участливо кивают, давая понять, что разделяют эту мысль. Как хочется, чтобы эта волшебная пилюля успеха была использована по-настоящему, была применена на практике всей жизни, а не только на уроке индийского танца, куда случайно зашел развлечься.

Время 2020-2022 особенно иллюстрирует различия между людьми живыми и скончавшимися еще при своей биологической жизни.
Спешите любить, говорить о любви, думать о любви и танцевать любовь.
Я делаю это на каждом своем уроке, и вы можете присоединяться ко мне к этому удивительному занятию очно в Петербурге и в zoom, находясь где угодно.