Вместо эпиграфа: dhyana moolam guru murti puja moolam gurur padam mantra moolam gurur vakyam moksha moolam gurur kripa
«Учитель – источник знания, его стопы – исток пуджи, исток мантры — речь учителя, благословения учителя – росток, со временем вырастающий в свободу (=мастерство) ученика».
gurur brahmA gurur vishnuH gurur devo maheShvaraH gurureva paraM brahma tasmai ShrI gurave namaH
«Гуру — это Брахма (творец личности), гуру -это Вишну (защитник творения), гуру — это господь вседержитель Шива-Разрушитель (уничтожающий в своих учениках недостатки), гуру Высший Свидетель. Такому гуру поклоняюсь я.»
Персона педагога (преподавателя, наставника, инструктора, учителя, гуру) в индийской культуре, как вижу это я, Елена Тарасова, педагог с 25-летним опытом преподавания.
Преподавание индийских традиционных искусств основано на гуру шишья парампаре — это цепь преемственности знания от учителя к ученику. Насколько важна личность учителя в индийской традиции иллюстрируют вышеприведенные цитаты, известные едва ли не каждому индийцу. Настоящего учителя, передающего знания, индийцы приравнивают к богу. Рассмотрим почему.
Имея личностный подход к каждому ученику, настоящий педагог передает ученикам несравненно бОльше, чем свои профессиональные навыки или даже секреты мастерства. Обучая индийскому классическому танцу, я стараюсь дать ученикам не просто хореографию: я пытаюсь вылепить более совершенное тело, образовать разум, возвысить душу, пытаюсь привить способность учиться, работать над собственной гармонией, художественным вкусом, чувством ритмики и музыкальностью, терпением и терпимостью, вниманием и выносливостью; я считаю, что танец способствует нашему интеллектуальному, духовному, моральному, физическому развитию, он учит нас наблюдательности, анализу, умению смотреть и видеть, слушать и слышать.
Обучение индийскому танцу — это школа совершенства, я уверена, что совершенный танцор — это прекрасный человек. Однако вернемся к индийской стороне темы.
Душевный-духовный контакт с наставником очень важен для вашего успеха в обучении. Если вам не симпатичен преподаватель, ищите другого или следуйте более сложным путем: измените себя.
В любом классе, студии, школе или академии индийского классического танца, музыки существует этикет, основанный на культурных традициях и обычаях Индии. Изучая индийские искусства, вы постигаете саму Индию. Знание этого этикета поможет вам в обучении. Суть этикетных норм поведения в классе индийского классического танца сводится к тому, чтобы снискать милость, доверие учителя. Это процесс многих лет.
Учиться по традиционной индийской схеме означает, что ученик
— делает все, что от него требует учитель без лишних ремарок, дискуссий, беспрекословно (вопросы можно и нужно задавать в удобное педагогу время);
— принимает на веру и не подвергает сомнению сказанное учителем;
— не поправляет учителя даже, если он случайно ошибся (спорный момент, зависящий конкретно от характера педагога: кто-то запустит палкой, а кто-то будет очень признателен поправившему ошибку, потому что истину он любит больше себя, в целом тактичная форма замечания в таком случае обязательна);
— трудится старательно (потому что результаты ученика – показатель степени уважения дисциплины и учителя);
— не надеется на получение нового материала без тщательной проработки и успешной демонстрации предыдущего урока;
— не задает лишних вопросов (вообще замечу, что в Азии прямо спрашивать учителя, считается неприличным, ученик ожидает, когда учитель сам скажет ему то или иное, это похоже на воландовское «никогда ничего не просите, особенно у того, кто сильнее вас… сам даст…», когда сочтет нужным);
— не болтает, а внимает: нужно ловить каждое слово учителя (и, главное, размышлять над ним);
— входит в класс без обуви (общеазиатская традиция);
— выглядит пристойно (сари, сальвар камиз с дупаттой, минимум парфюма, длинные волосы убраны, аккуратность, вкус и уместность нужны везде),
— не забывает сделать намаскар лицом к учителю, входя в класс и покидая его (это как «здравствуйте», которое не говорят человеку, повернувшись к нему спиной),
— опоздав на занятие (это серьезная оплошность ученика, не взирая не важность причин), садится рядом с учителем, и лишь спустя некоторое время просит разрешения присоединиться к уже занимающимся ученикам (традиция);
— выходит из класса с разрешения учителя (традиция);
— не сидит в классе выше уровня, на котором располагается место учителя (чисто традиционная этикетная норма);
— никогда не поворачивается к учителю спиной (это невежливо везде);
— встает, понижает тембр голоса или смолкает, когда учитель входит в класс,
— не протягивает ног в сторону учителя, танцующих (опасно, некрасиво, иногда выглядит вульгарно);
— молчит, когда говорит учитель, и не перебивает его речь (умение слушать — навык, необходимый везде);
— выражает свое мнение, идеи, когда его об этом просит учитель (в класс вы пришли заниматься, а не дискутировать и демонстрировать свои риторические навыки);
— не проходит между учителем и учеником, если они заняты уроком или беседой,
— не пользуется на уроке мобильным телефоном,
— не приходит на урок в болезненном состоянии, чтобы не заразить учителя и других учеников,
— ведет себя скромно, не снимает фото и видео без разрешения, потому что ему надо что-то выложить в соцсети,
— не забывает поздравить в праздники хотя бы устно, изредка делает знаки внимания и подарки (традиция);
— навещает больного учителя и помогает ему (традиционно ученики жили в доме учителя, практически являясь его слугами),
— интересуется здоровьем, настроением учителя (т.е. просто вежлив и внимателен, что является просто нормой хорошего воспитания везде).
Если вы тщательно проанализируете модель этого поведения, то не найдете в ней ничего экзотического, это простые правила хорошего воспитания, о которых многие ныне забыли, и проявление внимания, почтения, любви, на которые ныне способны тоже немногие. Человечность — это внимание к другим, понимание и сострадание.
Правила эти исполняются учениками либо формально, потому что так просят делать, или от сердца, потому что иначе «я не могу, ибо глубоко уважаю». Я наблюдала и то, и другое сотни раз. Для меня первое грустно, ибо показатель неглубокой натуры, второе дорого сердцу.
Я дарю вам секрет успеха во всем и всегда — это любовь, уважение и благодарность. Ключевое слово, конечно, любовь. Любовь к изучаемой дисциплине, уважение к учителю и коллегам-единомышленникам, благодарность всем за все! Задумайтесь об этом.
Индийский классический танец или музыка — это бесценное искусство, и вам предоставлена уникальная возможность познакомиться с высоким его стандартом не в знойном климате в тысячах километров вдали от работы, дома, семьи, любимого человека, а в своем городе. Учиться на чужбине, на «индийской» скорости обучения (обучение нескольких лет, медленными темпами и с промежутками в связи с многочисленными праздниками, вескими причинами), при «индийском» весьма неспешном отношении ко времени («приходи завтра») учиться сможет далеко не каждый европеец.
Уважайте получаемые знания об искусстве: не бросайте свои тетради, если оставили на полу, не наступайте на них, когда танцуете, старайтесь не забывать их в классе, стремитесь изжить небрежность и неаккуратность в своем исполнении, на проверку учителю представляйте честно отработанный, а не «сырой» материал, потому что обратным вы, увы, выказываете весьма халатное отношение к предмету.
Уважайте преподавателя, который посвятил изучению этого танца много лет своей жизни и теперь передает свои навыки вам, уважайте его время. Почтение, благодарность и любовь к традиции — ключ к ее освоению. Помните, тонкости мастерства открываются не тем, кто алчно жаждет их принять — этого недостаточно, а тем, кто относится к этому искусству с искренней любовью и почтением. Страсть — не то же, что любовь. Искреннее, трепетное отношение и преданная любовь к танцу и учителю, который олицетворяет это знание — секрет успеха в постижении этого искусства.
Немного практических советов ученикам, опять о том же, иными словами:
1. лишись гордыни, поскольку она – препона твоего успеха,
2. открой глаза и уши, стань воплощением внимания, зрения и слуха, если ты неспособен внимать, ты необучаем: в этом случае стоит ли тратить время свое и педагога?
3. научить невозможно, можно лишь научиться – истина, проверенная мною лично на опыте 25 лет, я могу грамотно направить и объяснить, иногда даже не вставая с места, при условии, что ученик умеет слушать и понимать сказанное, кроме того, для того, чтобы зажечь вас танцем, вы сами должны быть «воспламеняемым» материалом, т.е. желать научиться.
4. уважай всех, кто достиг в танце успеха, хороший танцор индийской классики — человек особый. Общайся с этими людьми, выражай им свое восхищение и уважение – они этого достойны, видя искренность твоего отношения, они обязательно помогут тебе дельным советом, поддержат духовно, добрые мысли людей (=благословения) способны творить чудеса, умножай эту силу.
5. не трать времени впустую: займись танцем, сосредоточься только на нем. Ты становишься именно тем, на чем ты фокусируешь свое внимание.
6. забудь о том, что ты платишь «деньги» за обучение, и поэтому тебя обязаны научить – никакие твои деньги не сравнятся с ценностью того, что дает тебе учитель: гармония, здоровье, красота, совершенство, самопознание, радость жизни.
7. искорени мысль о том, что ты «клиент» и не жди горячего приема, придя в класс индийского танца, скорее всего, ты еще «ноль» в танце: см. снова пункт 1. Не путай класс индийского танца с фитнес-центром, салоном красоты, где тебе (т.е. твоим деньгам) всегда рады, в классе индийского танца тебе придется представлять из себя гораздо бОльшее, чем просто деньги.