Навеяно просмотром документального фильма «Урок», отснятого в балетной школе г. Перми, класс педагога Людмилы Павловны Сахаровой.
Я обожаю танец и ненавижу подобное балетное преподавание. Созерцая эти видео, приходит мысль о балете как ремесле, но где же искусство: вытянутые тела, преобладание техничности элементов над душой танца, маскообразные выражения лиц, ломка тел, ломка психики, ломка эго (в этом, правда, я вижу некий плюс), как результат — ковка несгибаемого характера (но нужно ли это для счастья хрупким девочкам?). Позднее эти покер лица и натренированные тела ничего не смогут выразить, ибо очерствеют от такого преподавания. Может ли в подобной атмосфере в принципе развиваться творчество и полет вдохновения?
Слушая слова, которыми она доносит до ушей учеников свои не всегда ясные инструкции и оскорбительные фразы, угрозы «дура», «идиотка», «нахалка», «ненормальная», «вон!», «сядь, оденься, а то выгоню», «ну-ка, лицо поменяйте», «сщас (произношение педагога) я в этом классе тебе еще буду объяснять как-то особенно», подумалось мне: у плохого педагога все ученики плохи.
Я преподаю классический индийский танец 25 лет и сознаю необходимость дисциплины, внимания, концентрации на уроках любой классики, но нужно ли так перегибать палку педагогу?
Повис вопрос: почему у этих балетных девушек спины сутулые, ленинградская «пария» — единственная, у кого лопатки не смотрят наружу обрубками ангельских крыльев. И сколько пустопорожней болтовни вместо дела, никогда я не любила этого ни в чьем классе, как и самоутверждение за счет того, кто ответить на оскорбление не может в силу зависимости от педагога-хама.
На фоне увиденного и услышанного слова Плисецкой в адрес этого педагога звучат особенно неискренне, я не верю слезам ее, говорящей, что эти девочки ей как родные (сама артистка и умею плакать по заказу), задаюсь вопросом: говорят ли коллеги правду в этом мире? Только за глаза? Сбор дани с учеников, фальшивые поцелуи и показные благодушие и уважение. Порадовали только зрительские аплодисменты в адрес той, кого она унижала более всего. В конце фильма с удивлением узнаю, что она народная артистка СССР и России, лауреат государственной премии, заслуженный учитель России.
Спасибо режиссеру за правду!
Я вспомнила свои 2 семестра преподавания в Вагановке, изумленно-негодующе-оскорбленный взгляд прошедшей мимо меня педагога, о, если бы он мог, этот взгляд испепелил бы меня, осмелившуюся вещать в альма матер балета о том, что кроме него в мире есть еще и иное классическое искусство, появившееся на свет тысячелетием ранее.
Когда запросто поделилась я со слушателями своего курса, мыслями об атмосфере Вагановки, ребята сказали мне грустную фразу: «здесь давно нет места танцу».
Дата публикации статьи на старой версии сайта 14.06.2017.