Свои заметки о конкурсе индийского танца в Ижевске я набросала прямо в судейском кресле на просмотре, заботясь прежде всего о тех, кому они были адресованы.
Мне выпала честь быть не только главным, но и единственным судьёй на «Кубке Удмуртии 2020», единственным, в связи с отказом двух коллег-танцовщиц Belly dance судить «Индию» по причине признания своей некомпетентности в этом вопросе. Коллег уважаю, но судить совсем одной мне было, признаться, неловко, я очень люблю танец и потому, в глазах многих я весьма строгий судья.
Я не уверена, что мои записки дойдут до прямого адресата этого события: никто из конкурсантов так и не подошёл ко мне после конкурса. И, честно говоря, меня это удивляет на конкурсах индийских танцев. Уже неоднократно: в Томске, в Новосибирске происходила та же история. Мне это странно, т.к. я рассматриваю конкурс как способ стать лучше, поучиться у других, узнать что-то новое, выслушать критику со стороны.
Однако, я решила опубликовать записки, следуя своей традиции оставлять советы тем, кому они могут быть полезны, если не сейчас, то впоследствии: умные сами их найдут, а «хочешь научить дурака — сам дурак».
ВНЕШНИЙ ВИД
Типичные часто повторяющиеся ошибки в имидже:
— сильно прозрачные сальвары в пенджабском костюме (исполнялся традиционный фольклор),
— чуридары, категорически не подходящие по цвету к костюму,
— в группе танцоров при одноцветных костюмах разноцветные чуридары разной длины,
— на классических южных номерах не забывайте прикалывать ожерелья булавками к нагруднику, иначе они переворачивается, скручиваются, что не добавляет аккуратности внешнему виду артиста, или ещё хуже — подпрыгивают до зубов: опасно.
— на бхангру я вообще не советую надевать тяжёлые колье и серьги, особенно если вы намерены танцевать её как надо, т.е. физически активно, динамично (стоматология очень дорога).
— тюрбаны на бхангре — неудачное решение по той же причине: падают.
— многие танцоры выходили на сцену без бинди, традиционные номера, как правило предполагают этот маленький нюанс образа.
— проверяйте шнуры в юбках (на протяжении всего номера падала юбка у девушки на фолке).
— некоторый асинхрон в группе может сгладить одинаковый фасон костюмов, однако, если исполнителей всего 4, и один из них одет иначе — это сильно бросается в глаза и будет лишний раз подчеркивать даже мелкий асинхрон в номере.
— деликатный вопрос: дамское белье… Милые девушки, если ваше белье не является частью вашего сценического образа, например: горячая Болливуд дива, танцующая микс с хип-хопом или еще что-то, предполагающее обнажение, то бюстгальтер должен быть телесного цвета, если же он — часть костюма, то все бюстгальтеры танцующей группы должны быть как минимум сходных цветов.
Казалось бы такие мелочи, но поверьте, они имеют огромное значение для успеха артиста!
Когда-то моя мама сказала очень хлесткую, но правдивую фразу: неряшливый, неопрятный вид артиста на сцене — плевок в лицо зрителя. Задумайтесь…
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС
Художественный вкус и цельность образа — они вне времени и географии… Его надо развивать!
Белая дупатта на девушке полных форм, не придаст стройности, как и золотые стрейч чуридары на ножках плотного телосложения дамы за 40. Изучайте теорию цвета. Складки на области талии или выше её линии на статной или полной фигуре визуально сделают её еще полнее. Изучайте моду, основы теории пропорций — это же чисто наша, женская тема.
ЧУВСТВО СТИЛЯ
Dil Mera — отличный шоу номер, но в нем тоже нужен вкус и мера, иначе он превратится в вульгарную попытку порно, а такой жанр боливуда (он имеет место быть) в исполнении юной девушки смотрится также ужасно, как грандсиньора, исполняющая образ девочки: гротескно, карикатурно. Чувство стиля — очень важное качество артиста.
РИТМ
У подавляющего большинства танцующих детей я обнаружила не просто лёгкие отклонения в чувстве ритма, а чудовищное его нарушение. Понимая все тяготы педагогов, работающих с детьми (они не посещают уроков, репетиций, при этом хотят на сцену), а также с их родителями (этот опыт педагога может быть стократ тяжелее) я все же рекомендую заниматься с детьми ритмикой и пластикой до тех пор, пока их исполнение не станет хотя бы воспроизведением общего рисунка постановки. Я много раз слышала отговорки «ну, это же дети…они маленькие», тем, кто привык давать детям вечные поблажки, потворствовать неряшливому танцу, безответственному отношению к дисциплине, поступаться собственными принципами педагогики и вообще любовью к искусству танца, я советую смотреть в ютубе результаты т.н.»образцовых» коллективов и увидеть что реально могут дети.
Часто наблюдая работу в классе маленьких индийских девочек, я с грустью думаю какие же русские дети ленивые, туго думающие, равнодушные. Посмотрите Sridevi Nrithyalaya. Размышляя, разумеется, понимаю, что это не качество нации, мы нормальные, но реально запущенные, невоспитанные, недисциплинированные, в советское время такого попустительства не было…
МАКИЯЖ
Многим танцорам я настоятельно рекомендую освоить базовые приёмы нанесения макияжа, возрастным танцорам необходимы также контуринг или face sculpting, все необходимые видео инструкции давно выложены в ютубе и ждут тех, кого действительно заботит эстетика своего образа.
ВЛАДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ
Многие танцоры (солисты, дуэты, малые группы) обнаружили полное неумение «расширить» рисунок танца и приспособить его к данной сцене. Это важное качество артиста, нужно уметь занять собой пространство, а не топтаться на одном месте или вообще сместиться близко к одной из кулис и весь номер исполнять только там.
СТРЕСС
Некоторые танцоры взяли на себя задачу не по силам: исполнять несколько номеров в конкурсной программе. Это было сильно заметно по уставшим улыбаться лицам и безрадостным движениям. Я ратую за качество, нежели количество: лучше меньше, да лучше. К сожалению, плохого танцора часто помнят намного лучше, чем отличного… Помните об этом и вы.
СХЕМЫ
На мой взгляд, во многих номерах не хватало схем, аранжировок, особенно в простых постановках, состоящих из 4-8 повторов одного и того же элемента.
MOUTHING
Это специальный термин, означает движение губ так, как если бы вы пели звучащую песню. На тему делать это во время танца или нет есть масса разных точек зрения, моя — лучше этого не делать, по нескольким причинам:
— ваше лицо из лица танцовщицы-актрисы превращается в лицо поэта-рассказчика — это не то, что нужно во время танца, так теряется существенная доля выразительности,
— свое безукоризненное знание текста песни вы сможете подчеркнуть именно телодвижениями и эмоциями,
— нашему мозгу проще выразить лицом эмоцию при неартикулирующих текст губах,
— при отсутствии артикуляции, вам будет легче контролировать дыхание, оно будет меньше сбиваться и вы меньше устанете.
Резюмируя вышесказанное: лучше не артикулировать, чтобы быть более выразительным артистом.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Тонкий вопрос, очень болезненный… Ей можно научиться, но я считаю, что она (хотя бы отчасти) — врожденное качество. Для того, чтобы танцевать красиво и лучиться танцем, необходимо буквально быть любовью: глубоко любить танец, мир, людей — этот талант есть далеко не у всех. Эта искренность всегда чувствуются зрителями, также как и ее имитация, она мгновенно распознается, как фальшь, например, в улыбке. Улыбка, напоминающая нервный спазм или оскал, к сожалению, не впечатляет также, как и полное ее отсутствие.