Мудрец Нандикешвара, автор, которому приписывается создание средневекового трактата об искусстве индийского классического танца «Абхиная дарпана» («Зеркало актерской выразительности»), приводит список качеств, необходимых исполнительнице этого искусства.
Характеристики танцовщицы (пАтра):
— она должна быть грациозно сложена;
— приятна;
— молода;
— с округлыми грудями;
— остроумная;
— самоуверенная;
— привлекательная;
— хорошо знать, когда следует начинать и прекращать танец;
— у неё должны быть большие глаза;
— она должна уметь исполнять танец под аккомпанемент вокальной и инструментальной музыки;
— уметь соблюдать ритмические циклы (тАлам);
— иметь красивые одеяния и…
— счастливое выражение лица!
Дисквалификация танцовщицы. Десяти видам женщин следует избегать занятий танцем:
— женщинам с белыми пятнами в глазных яблоках;
— женщинам, имеющим скудные волосы;
— с полными губами;
— с обвисшей грудью;
— кто очень полна собой;
— или наоборот сильно худощава;
— те, кто очень высок;
— или наоборот – низкорослы;
— горбатые;
— не имеющие голоса.
Вышеприведенное затрагивает более вопрос внешности и нрава, другая шлока того же трактата дополняет список еще 10 качествами, необходимыми идеальной танцовщице.
Patra prana dasha smrutaha:
1. Джаваха (Javaha) – ловкость, проворство, стремительность танца (красивое исполнение танцевальных па на быстрых скоростях);
2. Стхиратвам (Sthirathvam) – устойчивость, навык баланса (необходимый в статичных позах танца);
3. Рекхача (Rekhacha) – изящество, грация движений;
4. Брамари (Bhramari) – отточенное исполнение пируэтов, фуэте;
5. Дриштир (Drishtir) – выразительный взгляд;
6. Шрамаха (Shramaha) – тщательность, трудолюбие;
7. Медха (Medha) – сообразительность, ум;
8. Шрадха (Shraddha) – самоотдача, преданность искусству;
9. Вачо (Vacho) – красноречие, талант оратора;
10. Гитам (Geetam) – навык пения.