Теория индийского танца. Почему «классический»?

Основополагающим трактатом, посвящённым теории индийского танца, является «НАтья шАстра» созданная легендарным мудрецом БхАратой. Этот бесценный труд создавался несколько столетий и является «библией» всех исполнителей индийского танца классических направлений: кучипуди, бхаратанатьям, мохиниаттам, одисси, катхак, манипури, саттрия и катхакали. Этим трактатом закреплён канон, который и делает индийский танец «классическим» (лат. classicus — «образцовый»), эти «образцы» приведены в «НАтья шАстре».

Этот древний трактат рассматривает танцевальную композицию с точки зрения трех фаз: нрИтта, нАтья, нрИтья.

НрИтта представляет собой так называемый «чистый» танец (он очищен от драмы), это танец, «лишенный смысла», повествовательности, содержательности, это танец как таковой, в европейском понимании — это хореография. Им танцовщица старается передать только красоту движения, но не содержание песни;
НАтья — «чистая» драма, драматическое представление; в противоположность нрИтте, это буквально пояснение либо общего смысла сопроводительной песни, либо каждого её слова. Передавая смысл стихов композиции, танцовщица использует богатый язык жестов (хАста мУдра), эмоциональную выразительность (бхАва, нАва рАса) и драматическое искусство (абхинАя). Как правило, в нАтья исполнение не украшается элементами нрИтты;
НрИтья — гармоничное соединение двух указанных выше фаз (нрИтта + нАтья = нрИтья). Это синтез «чистого» танца и «чистой» драмы, это смешение.

«Образцы», предписываемые каноном: 13 движений головы (ширО бхЕда), 9 — глаз (дрИшти бхЕда), 9 — шеи (гривА бхеЕда), 7 — бровей (бхрУ бхЕда), 6 — носа (нАсика бхеда), груди (вАкша бхЕда), 6 — стоп (пАда бхЕда), тела (Анга бхЕда), различные виды танцевальных движений (чАри), поз (карАна, стхАнака, мАндала) и, конечно, знаменитый язык мимики (абхинАя, нАва рАса) и жестов (хАста мУдра).

Танцор может исполнять ту или иную композицию в двух манерах: тАндава и лАсья, это эпитеты Шивы и Парвати,  первых божественных танцоров. ТАндава подразумевает энергичную, чёткую, резкую манеру исполнения, присущую в большей степени мужчинам, а лАсья — её противоположность: мягкость, трепетность и изящество, чаще всего демонстрируемые женщинами.

Передавая смысл стихов композиции, танцовщица использует богатый язык жестов, мимики и искусство актёрского представления (абхинАи).

ANGIKAM BHUVANAM YASYA VACHIKAM SARVA VANGMAYAM
AHARYAM CHANDRA TARADI TAM VANDE SATTVIKAM SIVAM

«Твое тело — Вселенная, звук Твоего голоса — языки всего мира, звезды и полумесяц украшают Тебя, мы почитаем тебя, пречистый и благой Шива.»

Эти санскритские стихи повествуют о четырёх видах абхинАи: Ангика абхинАя, вАчика абхинАя, ахАрья абхинАя и сАттвика абхинАя.
Ангика абхинАя связана с движениями тела и его частей (рук, ног, плеч, груди), иначе говоря, танцевальными па;
вАчика абхинАя — с речью, конкретнее — с поэзией избранной для воплощения в танцевальной композиции;
ахАрья абхиная — грим, костюм, украшения исполнителя, без которых, выразительность образа считается неполной;
сАттвика абхинАя — «сАттва» означает «чистота», она означает полноту выражения эмоций, испытываемых танцовщицей на сцене: мурашки по коже, капельки пота на лбу, изменение голоса, цвета лица, дрожь, слёзы и т. п. реакции на естественные обстоятельства в реальной жизни. 

Основу актёрского мастерства танцовщицы (абхинАя) составляют 9 основных настроений (нАва рАса) и 50 оттенков эмоций (бхАва).

НаварАса:
шрингАра — любовь; хАсья — юмор, радость; карунА — грусть, печаль; вИра — героизм; рУдра — гнев; адбхУта — удивление; бхаЯнака — боязнь, страх; бибхАтса — отвращение, брезгливость; шАнта — спокойствие, умиротворение.

Предметом пристального исследования для легендарного автора Натья Шастры стало и тело танцора. Он делит его на 6 главных частей (Анга): голова, кисти рук, боковая часть торса, талия, грудь, стопы; 6 второстепенных частей (пратьАнга): живот, лопатки, руки, спина, икры ног и голени; 12 мелких частей (упАнга): глаза, брови, ресницы, зрачки, нос, щёки, подбородок, губы, язык, зубы, челюсти, лицо.
Сложнейшей задачей танцора становится координированное управление названными частями, этому искусству учатся всю жизнь.