Как научиться танцевать. Танец как наука.

Елена Тарасова, индийские танцы, хореограф, Санкт-Петербург, АпсараОсень, звонки, сообщения в школу танца традиционно учащаются в эту пору.
Приходя в танцевальную студию, люди хотят научиться красиво двигаться, подтянуть общую физическую форму, скорректировать вес — список можно продолжать, но моя речь сейчас не о том почему приходят. Мои конкретные мысли, советы и рекомендации сегодня на тему КАК научиться танцевать.

В тандеме ученик в школе танца — учитель танца (реципиент-донор) — две стороны. Если ваша цель — научиться танцевать, их следует учитывать, а если в класс танца вы пришли ради удовольствия, то игнорируйте.

Кто учится танцевать? Знаете ли вы себя по-настоящему? Как вы в принципе учитесь всему новому? Вы тугодум или ученик, схватывающий на лету? Что именно вас увлекает в танце, в жизни? Какие стороны вашей личности сильнее, какие слабее? При изучении нового материала знание особенностей своей личности необходимо, чтобы грамотно выстроить эффективную для себя стратегию обучения. В индивидуальных уроках танца, консультациях я делаю это за ученика и буквально раскрываю ему суть его личности в входе наших занятий. В танцевальной группе эту работу ученик проделывает сам, если может. Зная свои преимущества и недостатки, всегда есть шанс обратить дисбаланс в гармонию.
Кто учит танцевать? Ранее я уже писала статьи на эти темы. Учитель танца может быть как отличным, так и никаким оратором, аналитиком, методистом, психологом, педагогом, человеком с маленькой или большой буквы. Для того, кто решил научиться танцевать важны
профессиональный уровень знаний танцевальной дисциплины педагога
Педагог танца учился только в свои студенческие годы или (!) продолжает учиться постоянно, совершенствуя технику, мышление и пр. Какова степень его вовлеченности в танец? Это основная или дополнительная его работа? 
опыт преподавания педагога
Не путать с опытом артиста. Есть многочисленные примеры тому, что отличнейший артист — бесталанный педагог. История. Он был звездой танцпола 25 лет и в связи с окончанием артистической карьеры был стал педагогом. Итого, у него, медалиста и чемпиона — учительский опыт 0 лет. «Ты то, что ты делаешь регулярно». Если регулярно ты танцуешь — ты танцор, а если преподаешь, то педагог. Вспомним, что педагогика — это наука со своими закономерностями, а педагог — это призвание. Опыт учителя в педагогике танца имеет огромное значение для того, кто желает научиться танцевать.

эрудиция и знания педагога, связанные с анатомией и движением
Педагог танца, имеющий приблизительные представления об анатомии человека, опасен. С чувством честно выполняемого долга сознаю: в моем классе никогда не случалось травм учеников. Помните, что в классе танца вы доверяете педагогу здоровье своего опорно-двигательного аппарата. Если внутреннее чутье (инстинкт самосохранения) подсказывает, что педагога не волнует здоровье учеников в танцклассе, ищите другого учителя. Здоровье бесценно, а лечиться дорого.
личность педагога
Совет на все времена: ищите хорошего человека и мастера. У мастера, который не особо симпатичен как человек, научиться сможет не каждый. Я смогла бы, потому что умею «отделять» личность от знания. Педагог танца должен быть вдохновляющей личностью. Он как батарейка — источник подпитки в нужный момент. 
Учитывая эти моменты, ваша цель научиться танцевать станет более или менее осуществимой.
Теперь рассмотрю слово «научиться«.
На протяжении всей педагогической карьеры разными словами я говорю своим ученикам в классе индийского классического танца (!), что прежде всего я обучаю их навыку учиться. Слово «необучаем» знает каждый. Так что же такое уметь учиться?
У человека 3 канала восприятия информации извне:
— визуальный
— слуховой
— осязательный
Я знаю, что как минимум есть еще 1, но пока не пишу о нем в этой статье.
В целом, один из секретов обучаемости (успеха!) прост и совершенен как все гениальное: раскрой свои глаза, уши и проверяй тактильно, щупай. Мы плохо обучаемы, если эти каналы работают слабо. А если все они работают хорошо, то обучение идет быстрее.
Немаловажной является мотивация ученика. Она способна творить чудеса. Если ученик не особо хочет научиться, педагог со всей совокупностью его умений, талантов, вдохновения не сможет его научить. Невозможно научить, возможно научиться! Занятие в школе танца — это не сеанс массажа, где клиент возлежит и с ним производят манипуляции. В танцевальном классе кипит работа ученика на всех уровнях его личности: телесном, ментальном, душевном и, возможно, духовном. Тот, кто действует, сможет научиться танцевать сравнительно быстро. А тот, кто не прикладывает усилий, не научится. 
Каналы восприятия связаны с «центром», который обрабатывает информацию. Наш компьютер всегда с нами — это мозг. Обучаемость напрямую зависит от умения мозга индивидуума не только получить (3 канала), но также обработать информацию (мышление).
Свою школу индийского танца я давно называю школой мышления, потому что именно этому мы обучаем через движение. 
Теперь пройдусь по анатомии танца, т.е. по списку навыков, совокупно составляющих умение танцевать. Эту «анатомическую карту» я составила на основании  более, чем 30-летнего исследования движения и танца.

Я наблюдала считанные единицы танцоров своей дисциплины (индийские танцы), которые могли бы свободно танцевать без музыки (мне по душе это занятие, потому что я чувствую музыку в себе самой по памяти или фантазирую свою собственную). Человек танцует чаще под музыку, и она является одним из побудительных импульсов к танцу. Поэтому я начинаю с нее.

Музыкальный слух
Его наличие — необходимое условие для желающих научиться танцевать. Если этот задаток есть, но развит незначительно, занятие танцем раскроет его. Если он отсутствует («медведь на уши наступил»), учиться танцу будет мучительнее и ученику, и педагогу. Но ничего невозможного нет… 

Движение под ритм 
Навык танцора подчеркивать движением разных частей тела ритмический строй музыки. Узоры ритма чаще отмечают ладонями, стопами, любой подвижной частью тела или даже отдельной мышцей.

Движение под мелодию
Умение танцора абстрагироваться, переключить внимание с ритмического «скелета» исполняемого в танце произведения на мелодию. Выстраивание танцевального движения с опорой на мелодию. 

Акцентирование 
Навык танцора выделять слабые и сильные доли, подчеркивать жестом, движениями различных частей тела звучание отдельных инструментов, звуковых акцентов музыки, сопровождающей танец.

Вышеописанные пункты означают понимание индивидуумом музыки, особенностей ее строения, развития, кульминации. Законы создания композиции в музыке и танце сходны. 

Правая и левая стороны 
Тут вы, наверное, улыбнетесь, а может кивнете. В классах танца существует много юмора на эту тему. Господа танцоры, ну, все-таки НАДО выучить где правая, а где левая сторона тела. 

Арифметический счет
Для того, чтобы научиться танцевать, нужно уметь считать для начала до 2, 4, 8. Царица всех наук, по мысли глубоко чтимого мной Леонардо — математика. Учиться считать телесно — не тоже самое, что подсчитывать сидя, стоя без движения. Тому, кто не умеет этого делать, научиться танцевать будет сложно.

Пространственная геометрия 
Танцоры учатся владению телом в точке, времени и пространстве. В моем классе всегда есть место юмору, так легче донести глубокие и очень важные мысли. Шучу, а ученики расслабляются и учатся легко, играя: «Таня, ну уж обретите, наконец, себя, и найдите свое место в мире!» Это об исполнении связки в классе, а далее вы домыслите о самореализации в жизни.

Исходные и потенциальные возможности физического тела
Общее состояние тела, разработанность суставов и мышц, сила, способность мышц к вытяжению. Тело — один из инструментов танца. Его состояние должно быть удовлетворительным. Я намеренно не поставила этот пункт первым, потому что не разделяю идеи деления желающих танцевать на пригодных и непригодных к танцу. Идея подобного отбора напоминает мне сортировку людей в концлагере Аушвица (рекомендую к чтению «Сказать жизни да!» В. Франкла). 

Мышление
Способность мыслить отличает нас от животных. Круг вопросов, связанных с  мышлением: анализ, сравнение, выявления особенностей, закономерностей, критика, логика, концентрация, реакция, скорость воспроизведения танцевальных движений в связку и композицию.
Не могу не вспомнить анекдот из истории своей школы.
Веселый отец: Возьмите дочку в школу танца! У нее такая красивая попка! 
Я: Попка — это чудесно, а мозги у нее есть? 

Ниже путеводитель по общим танцевальным навыкам. Я называю их интертанцевальными (возможно, я первая, кто вводит этот термин в танце), потому что есть ряд умений, которые необходимы при изучении абсолютно любого направления или стиля танца. Нижеприведенные навыки понадобятся каждому танцору. 

✔️Изоляция 
В танце, движении — это работа одной части тела при полной неподвижности остальных. Для того, кто желает научиться танцевать — это необходимый навык. При его отсутствии танец будет напоминанием о Буратино. 

✔️Баланс 
Умение танцора поддерживать равновесие тела, пребывая на месте или в движении. Must have! Дело не только в том, чтобы уметь балансировать на одной ноге, речь прежде всего о балансе в целом. Важно, чтобы тело не качало, не заносило, уметь держать равновесие на двух ногах стоя, двигаясь в разных танцевальных шагах, в прыжках и подскоках и пр. Наивысшее развитие навыка — баланс на одной ноге с закрытыми глазами, попробуйте прямо сейчас :).   

✔️Контроль центра тела
Этот навык тесно связан с предыдущим, но я все же выделяю его. Отличное владение центром тела сведет к минимуму травмы в практически любом пространстве. Развитие этого навыка приводит к пониманию сути многих двигательных практик. Поскольку мой специалитет в танце индийский, то я пользую термин бАндха (санскр., замок). Контроль центра тела осуществляется мобилизацией мышц тазового дна и пресса. Коллеги по танцевальному цеху обозначают центр тела как «ядро», кор (англ., core), «центр танца». 

✔️Пластичность 
Как прекрасна эта «музыка тела», подробно о пластичности я писала в другой статье. Работа над пластичностью движения требует особенного упорства и терпения, т.к. она длительна, но результаты того стоят. Свой тренинг по пластике я претворяю в жизнь по сей день, ибо ее практика способствует сохранению молодости.

✔️Концентрация внимания
Это навык, который переходит в качество личности, необходимое для обучения и успеха в жизни в целом. Наши современники постепенно его утрачивают. Внимания большинства людей, как правило, хватает лишь на 15 секунд insta story. Развивая концентрацию внимания, вы получите преимущество перед тысячами других, кто на это уже не способен.  

✔️Координация 
Умение согласованно выполнять несколько движений различными частями тела одновременно. Танцевальная связка любого стиля танца сама по себе уже является упражнением на координацию движения. 

✔️Развитый вестибулярный аппарат
понадобится в исполнении разного рода пируэтов, поворотов, полуповоротов. Навык замечательно поддается развитию и нужен любому танцору независимо от стиля танца. Есть мнение о том, что по исполненному пируэту можно судить о технике танцора в целом. Это так, поскольку для исполнения эстетически совершенного пируэта требуется целый ряд уже названных танцевальных навыков.

✔️Дисциплина 
Этот навык имеет особое значение для тех, кто желает научиться танцевать. Без нее не получится ничего в любом обучении. Дисциплина — свойство успешной личности. 

✔️ Структурное движение (школа техники, экзерсис)
Под этим термином я понимаю выстроенную четко определенную систему упражнений или танцевальных па конкретного стиля. Последовательное изучение элементов конкретного танцевального языка от более простых к более сложным. Эта система есть в каждом классическом стиле танца Индии, а в европейском классическом танце она известна как экзерсис. Этот пункт связан с выбранным вами направлением или стилем движения в море танца. Я знаю толк в структуре: с наслаждением проходила экзерсисы индийских классических стилей бхаратанатьям, кучипуди, катхак, одисси, мохиниаттам. Ныне структуру (программа курса) я создаю сама. Каждый отличный педагог-хореограф — автор структуры своего занятия. 

✔️ Расслабление 
После тщательного и отнюдь не экспресс прохождения школы танцевального движения, начинается самый волшебный процесс: высвобождение. Танцоры разных стилей знают состояние, когда они буквально «отпускают» свое тело в поток танца. Этот навык важен в превращении танца в шедевр. Французское chef-d’oeuvres — прекрасное слово, обозначающее высшее достижение изучаемого искусства, дословно «работа мастера», а мастерами, согласитесь, быстро не становятся. 

✔️ Контроль дыхания 
Этот навык связан с контролем центра тела и развивается специальными дыхательными упражнениями (пранаяма). От него зависят выносливость тела, управление энергией. 

✔️ Выносливость 
Умение танцора танцевать долго, не уставая.

✔️ Управление энергией
Это не про эзотерику, хотя и об этом мне есть что сказать, но не здесь 🙂
Вопрос управления затратами энергии чаще всплывает на моих уроках южно-индийскими классическими техниками. Которая сложна исполнением в плие. Умение распределять усилия, энергию в движении — это бесценный навык особенно для тех, кто любит танцевать не 3 минутные номера по регламенту конкурсов (это был сарказм), а мыслит свои танцевальные высказывания более продолжительным временем. 

✔️ Механика движения 
Понимание механики человеческого тела, исследование амплитуды, интенсивности, скорости движения. Танцоры изучают ее на практике. Чтобы не идти «наощупь», следует знать анатомию тела человека. 

✔️ Импровизация, спонтанный поток свободного танца 
Это тоже навык, но, если вы развиваете его в каком-либо стиле танцевального языка без прохождения структуры, экзерсиса, школы танца, он вряд ли произведет впечатление, на которое вы, возможно, рассчитывали. 

Счастье подлинной свободы в танце заслуженно получают те, кто прошел школу танцевального искусства не поверхностно, а глубоко, кого увлекал процесс познания себя в танце и танца в себе.