Многие из очарованных индийским танцем, музыкой, коннаколом, йогой рвутся в Индию изучать высокое искусство у аутентичного преподавателя. Одним хочется полного погружения в традицию, другим романтического флера: иметь индийского гуру — это модно и значительно повышает статус в глазах многих, а кому не захочется чувствовать свою важность и значимость?
Это созвучно тревожащей меня теме «быть и казаться», но об этом как-нибудь в другой раз…
То, с чем придется столкнуться неофиту в «загадочной Индии», подчас совершенно не приходит ему в голову перед поездкой, а зря, потому что именно используя мозг по назначению, вы предотвратите многие возможные разочарования, потерю денег и, что куда ценнее, времени.
Допустим вы выбрали не просто индийца, коих миллионы, а все-таки настоящего мастера в изучаемой области (танец, музыка, вокал), вы прошли фазу переписки, формальностей, он вас принял, и, наконец, вы приехали к нему. С одной стороны, это плюс репутации учителя, и он будет рад и вам, и вашим деньгам, что вполне естественно. Он обязательно использует факт вашего приезда из далекой России, для своего PR в кругу братьев по цеху: «мое имя приобрело мировую известность, настолько, что приезжают учиться из таких далеких стран, как Россия». Причем вам это может показаться в ином свете: его гордостью за ваши таланты и усидчивость, не обольщайтесь на этот счет. Сразу оговорюсь, что я не вижу в рекламном ходе ничего плохого для учителя. Люди, посвятившие себя искусству, не должны быть нищими! В Индии в среде танец-музыка-вокал существует своя конкуренция – все как у нас – борьба за престижные поездки, выступления на ТВ и радио, гранты и прочая «дворцовая подковерная борьба», поэтому каждый педагог старается выделиться максимально, стать заметнее среди сотен других коллег. Главное, на мой взгляд, благородство средств достижения целей. И, увы, отнюдь не всегда стать знаменитым и преуспеть в Индии помогает талант и годами отточенные навыки, как и у нас, рейтингу учителя способствуют связи, знакомства и, конечно, его варна, социальное положение.
Романтически настроенные ученики из России приезжают в альма матер искусств часто весьма неподготовленными. Представьте, вы – тонкий ценитель живописи, попавший в ученики к Леонардо да Винчи, вы страстно жаждете изучать таинства искусства, которые вы ощущаете всеми фибрами своей души, и, как вы думаете, вы уже зрите мистицизм творчества и его надмирную сущность, однако, вот незадача, вас отсылают к другим подмастерьям растирать краски, убирать мастерскую, помогать по дому. Это совершенно не то, что вы ожидали, да? А теперь взгляните на ситуацию с другой стороны: интересно ли педагогу высокого полета, принявшему вас под свое крыло, заниматься с вами в тысячный раз (опять!) элементарной азбукой его искусства, или, еще того скучнее, подготовкой вашего тела, голоса, к тому, чтобы заниматься этой азбукой.
Зрелость в искусстве наступает у всех по-разному, но чаще всего в среднем возрасте (30-40 лет), когда человек уже осознает бесценность времени, старается совершить как можно больше важных проектов для его искусства, создать как можно больше произведений, пока он может это делать. Примерно к этому же времени у него появляется семья, дети, о которых ему надо заботиться, т.е. зарабатывать деньги. Неудивительно, что неофита передают в руки старших учеников или помощников учеников, и он начинает постигать выбранную дисциплину под началом не того, к кому он ехал. Хорошо, если повезет с назначенным педагогом, а если нет, и вы элементарно не сойдетесь характерами? а вы уже приехали, закрыв дела в России, потратив значительную сумму денег, иногда оплатив обучение вперед. Что до традиционности самого процесса обучения, позвольте мне сослаться на мою ранее опубликованную статью. Добавлю лишь важный нюанс, который я в ней не упомянула: в Индии традиционно не принято менять учителей или учиться одновременно у нескольких гуру. Исключением в этом вопросе будут немногие мудрые и преданные искусству педагоги-альтруисты, которые видят цель своей деятельности в развитии искусства и не преследуют личные цели, эти педагоги иногда могут не брать оплату за обучение. Поэтому, я рекомендую искать не просто мастера, а мастера и хорошего человека. Пусть вам повезет!
И еще стоит упомянуть, что обучаясь в Индии, вам придется самим заниматься домашней рутиной, учтите, что оно тоже «очень дорого» стоит — оно стоит вашего времени, которое вы могли бы потратить на обучение, освоение и отработку полученного материала. Немаловажный аспект — климат и ваше физическое самочувствие. Узнать о нем приблизительно можно, потанцевав 1 час нон-стоп в жаркую погоду (в тени +40 С) без кондиционера. Просто задумайтесь о том, что ехать в Индию на длительное обучение следует, будучи здоровым и закаленным человеком (без гастрита, ибо пища острая; дневные и ночные перепады температур и многие прочие тонкости).
Совет: обладайте полной сознательностью! Приезжайте в Индию учиться, когда вы уже имеете в танце – растяжку, пластику, знание ритма, музыки, культуры, элементарного этикета, частично предмета; в музыке – разработанность пальцев или голоса. Приезжайте как минимум «настроенным инструментом», а не абсолютным «буратино» с сентиментальными идеями и полным нулем в дисциплине, невежей и варваром в вопросах культуры и этикета. Книги, общение, форумы вам в помощь. Плюс вы — не носитель языка, тем более вы должны знать репертуар и быть знакомым с ним (слова песен, перевод, рага, талам). Если вы не знаете этого, ваше обучение будет куда менее эффективно, оно растянется на долгие годы, а у вас, конечно, этого времени нет, и вам надо «быстренько», максимум за 3-4 года стать «специалистом». Напоследок, запомните, быстро стать знатоком искусства невозможно, для этого нужна жизнь и «горение» в искусстве, постоянное пребывание в избранной теме или в круге смежных тем, иначе – никак.