Сила искусства… Продолжая совершенствовать искусство видеть и мыслить, выбираю наиболее интересную мне реальность: театральную.
В свой день рождения наблюдала современный отечественный театр высокой пробы, хочу поделиться еще горячими впечатлениями.
Блестящее закрытие сезона. Спектакль «Серотонин» — русское сценическое прочтение романа Мишеля Уэльбека. Я посмотрела «Серотонин» впервые, но точно не в последний раз. Спектакль продолжается почти 2,5 часа, мое время с ним пролетело незаметно.
Структура. Моноспектакль внутри спектакля. Два действия. Главный герой (Флоран-Клод) покидает сцену дважды: перед антрактом и в конце. К главному герою по очереди выходят второстепенные герои, двое из них не имеют реплик: Юдзу и Камилла.
Сценография. В центре сцены читаются очертания фортепьяно и легкой мебели, накрытые огромным куском полиэтиленовой пленки. Над сценой на подвесном кране-балке укреплен тельфер с крюками. Это устройство способно перемещаться от центра в левую кулису. С началом спектакля тельфер уезжает, утягивая за собой полиэтилен с объектов на сцене. Ими оказываются музыкальный инструмент, современное ортопедическое кресло с высоким подголовником, металлический серый рабочий стол на колесах. На столе стоят ноутбук Apple и камера на штативе, в ходе спектакля передающая изображения с ноутбука на заднюю стену комнаты. Кроме ожидаемых предметов рабочей обстановки на столе привлекает внимание гибкий кран с водой. Неустойчивая подвижность мебели ассоциируется у меня с динамикой сменяющихся событий, впечатлений, людей в жизни главного героя.
Справа и слева стены комнаты выполнены из пластичного серого материала в виде вертикальных полос. Такие оформления входных проемов часты в медицинских учреждениях, научных лабораториях, моргах. Металлический блеск современных панелей, серой и серебристой гаммой напоминающих скорее офис или медицинское помещение, нежели уютную комнату гостиницы «Mercure», в которой обитает главный герой.
Он пьет кофе, запивает им антидепрессант капторикс. Весь спектакль — это практически монолог главного героя, перебирающего воспоминания разных периодов жизни, анализ собственного существования, отношений с другими людьми, своеобразный аудит жизни, по разным признакам, прожитой напрасно*.
Актер Иван Волков в главной роли (Флоран-Клод Лабруст) и два его партнера, сыгравших несколько разных ролей (Юдзу, Клер, доктор Азот, Камилла, университетский друг Эмерик, менеджер отеля, трое в спецодежде).
Появление героев в пространстве сцены . Флоран оказывается на сцене с начала действия и покидает ее дважды (антракт и окончание действия). Остальные герои выходят на сцену и оставляют ее в сопровождении тельфера. В этом механизме можно увидеть усилие памяти, некое напряжение, особые связи и отношения с главным героем. Второстепенные герои передвигаются на сцене, привязанные к крюкам тельфера шпагатом или частью костюма, кроме двух. Японская возлюбленная Юдзу возникает в действии медленно передвигаясь (пластика slow motion), как и Камилла (просто медленно выходит), она не соединена с двигающимся аппаратом.
Костюм главного героя — добротный деловой костюм респектабельного человека, мужская сорочка светлого цвета, галстук и носки горчично-желтые, светлая фреза. Грим главного и некоторых второстепенных героев несколько напоминает маски кабуки: лица главного и еще пары героев выбелены. Он подчеркивает идею безжизненности, пресыщения, мертвенного существования; картинка смерти души, пришедшей ранее смерти тела.
Испанские фрезы — элемент костюмов героев воспоминаний. У Клер он черного цвета, у доктора Азота, у друга и университетского товарища Эмерика и самого Флорана — одинаково светлые (единодушие, единомыслие, возможно, сходное душевное состояние), у Камиллы цвета кармин, а Юдзу лишена этого европейского элемента костюма.
Костюм Юдзу многослоен: ультрасовременный бохо, телесного цвета трико с имитацией татуировок на ее стройном теле, распашное платье и кафтан длиной чуть выше колен, с использованием фактурных материалов, современная модная прическа, грим на ее лице — черная полоса на уровне глаз, губы цвета кармин. Ее образ вызывающе сексуален и подчеркнуто свободен, вне условностей и традиций. Некие анархические нотки придает ее образу также пластика движения на выходе (slow motion). В том как она выходит ощущается животная грация крадущейся пантеры. Юдзу — героиня без реплик, но все, что она делает на сцене раскрывает ее образ и без слов: походка, скорость, движения рук, ломаные линии статичных поз. В них чувствуется дерзкий вызов, позерство. Еще один предмет введен в спектакль — шапочки для душа. В конце сцены воспоминания о Юдзу, она накрывает ею свое лицо. У Юдзу ее надевание носит все тот же сексуальный подтекст. Ее последние позы на сцене с лицом под полиэтиленом навевают мысли о традициях японских сексуальных экспериментов. У Флорана и Эмерика надетые шапочки для душа скорее отсылают к беспечным годам веселой студенческой жизни.
Костюм Клер — классического силуэта современное бежевое платье с длинными рукавами, черная фреза. Шляпа в стиле Одри Хепберн («Завтрак у Тиффани») поначалу практически полностью скрывает ее лицо, видимыми остаются лишь подбородок и губы с помадой цвета кармин. Когда шляпка снимается, перед нами предстает блондинка со стрижкой каре. В ходе действия становится заметна дисгармония ее лица. Черты искажены, создана маска, но не цветом, а скульптурированием при помощи скотча, тейпирования. Идея сексуального фиаско передана интересно: для изображения эректильной дисфункции использованы видеотрансляция на задник сцены рук, пальцев и удары по клавишам фортепьяно. Этот инструмент в ходе спектакля все больше ассоциируется с самим главным героем.
Образ доктора Азота — серого цвета костюм, светлая фреза, та же маска грима, слегка сутуловатая фигура. Образ потрёпанного временем и работой человека. В руках желтый блокнот, дважды рекомендует главному герою «хорошо проверенных» проституток, выписывает рецепт на тот же депрессант, предупреждая о вреде. Встревоженный, трагический тип во многом похожий на самого Флорана. В спектакле доктор Азот появляется дважды.
Образ юной любви — Камилла — вязаный свитер цвета кармин с длинными свободными рукавами — самый яркий цветовой акцент спектакля, красная фреза, светлый кринолин — идея давнего воспоминания, ретро время, прошлое, безвозвратно ушедшее. В спектакле показана смена ее костюма, зацепленный за крюк тельфера кринолин, свитер и парик буквально ускользают с ее тела. Она остается в черном облегающем платье и гладко убранными волосами, спрятанными под сетку. В своих руках Камилла убаюкивает как младенца цыпленка, которого она затем вешает на крюк тельфера. Живое звучание двух флейт. Флоран и Камилла играют дуэт: любовь.
Эмерик — друг-интеллектуал по университету. Образ слегка взъерошенные волосы, футболка Led Zeppelin, светлая фреза, пиджак, семейные трусы светлого цвета, новогодние «оленьи рога» (двояко — жена сбежала от него с пианистом), винтовка, из которой оба потом курят марихуану… 🙂
Интересно пространственное решение взаимодействия героев спектакля. Юдзу и Камилла располагаются на некотором отдалении от Флорана, близко в его поле входит Клер (сцена секса), а доктор Азот и Эмерик общаются с ним через предметы, преграды…
Гостиничный «Do not disturb» tag на большом пальце ноги — знаковый отсыл к смерти при жизни.
Перья, рассыпаемые главным героем — праздник, снег, рождественская шапка Санта Клауса на его голове. История смерти приятеля.
Винтовка остается с Флораном — к нему прикасаются герои разных сцен, ее переставляют, главный герой направляет его в зрительный зал, прицеливается и стреляет неоднократно.
Видеотрансляция — значимая составляющая спектакля. Проекция на заднюю стену комнаты Флорана фото, видео, репортажей… В правом верхнем углу — времени, указываются часы, минуты, секунды и миллисекунды, подчеркивая стремительное течение времени. Главный герой объявляет антракт, ставя на паузу, проигрывание с ноутбука. Время спектакля «замирает».
Праздник проводов сексуальной потенции. Статуэтка фаллоса с лампочкой на верху и ангельские крылышки, надетые на нее.
«п» акцент этой буквы зачем?
Отель «Mercure» объявлен некурящим со слов менеджера отеля. Переезд в квартиру. Та же комната. Долгий монолог о птицефабрике и аналогии с современной жизнью.
Пронзительный монолог и финал.
Флоран играет на фортепьяно и говорит, в то время как три фигуры в белых скафандрах химзащиты, желтых резиновых перчатках (эпидемия, радиоактивность) методично разбирают инструмент на составные части и привешивают их на спустившихся сверху карабинах на разную высоту. В последней сцене предметы слега покачиваются, как и камера. Сотрясение мира и окончательный распад.
В конце спектакля рояль преображается в персонажа действия: распад личности, и фортепьяно является символом человека, а звуки, извлекаемые главным героем из этого инструмента — сама витальность, иногда сильная по звучанию, иногда, напоминающая шепот или стон. Аллегория инструмента и Флорана. Распад тела, распад души. Смерть.
Музыка фортепьяно, флейты, клавиши, отдельные звуки и Led Zeppelin «Лестница в небо», «The Dorrs» The End в самом конце.
«Серотонин» — пронзительная история о счастье и патологиях современного образа жизни. Актуально и мастерски представлено. Браво!
Премьера 25.12.21
Режиссер — Андрей Прикотенко
Сценография и костюмы — Ольга Шаишмелашвили
Музыкальное оформление — Николай Якимов
Художник по свету — Константин Бинкин
Видеохудожник — Илья Старилов
Креативный продюсер — Оксана Ефременко
Перевод текста — Мария Зонина
В ролях: Иван Волков, София Никифорова, Олег Рязанцев, Александр Кудренко.